Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8/50



 Выражаю большую благодарность Илье Мальцеву за предоставленный объектив из своей фантастической личной коллекции!

   Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8/50 один из штатных объективов от именитого производителя для зеркальных фотокамер системы Braun Paxette родом из середины 20го века (система просуществовала с 1951 по 1968 год).

 

 

   Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8/50 использует стандарт Leica M39 и РО (рабочий отрезок) около 45.5мм, однослойное просветление оптики, оптическую схему 4 линз в 3 группах типа Tessar и целиком сделан из латуни.

 

 

   Диафрагма состоит из 15 черненных матированных лепестков которые формируют довольно интересный рисунок. Тем не менее диафрагма формирует ровные кружочки в зоне нерезкости, а сделана так для получения звезд на ярких точечных источниках света на прикрытых диафрагмах.



 

    МДФ составляет 1 метр, что является довольно много для 50мм оптики, мелкие предметы снимать будет затруднительно без дополнительных макроколец. Вообще замечена такая особенность, что МДФ объектива должна составлять не больше 10*F для комфортной работы, пример: <=50см для 50мм объектива, или <=85смдля 85мм объектива.

   В руках Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8/50 ощущается тяжёлым и сбитым с идеально точной подгонкой всех частей. Диафрагма устанавливается приятными мягкими щелчками целыми стопами, геликоид крутится плавно и маслянисто примерно на 150º, но при этом при фокусировке крутится и движется весь линзоблок, что в свою очередь затрудняет использование поляризационных фильтров, а так же установку диафрагмы с сохранением места фокусировки. Конструктив очень похож на  зеркальный объектив Индустар 50.

   В работе объектив средней сложности, не смотря на малую светосилу 2.8 попадать в резкость им относительно не просто, бывает что видишь в ВИ будто попал, но на самом деле чувство обманчивое. Такое поведение очень часто встречается у оптики которая страдает комой либо сферохроматизмом.

   Оптически от объектива построенного по схеме Tessar ожидается отличная резкость и микроконтраст на прикрытых диафрагмах по всему полю (за что схему прозвали «Орлиный глаз»).

  

 

   На самом деле объектив обладает отличной резкостью в центре уже с ф4,  углы, к сожалению исправляются аж после ф8, на 2.8 присутствует ожидаемая легкая мягкость картинки. Цветопередача нейтральная.

   Контровой свет Schneider держит не очень хорошо. На открытой в контровом и боковом свете тени и даже средние тона заливает «молоком», на f/4 ситуация немножечко лучше, но не принципиально. Хочу заметить, что не стоит воспринимать этот пункт как укор именно данному объективу, это дань той эпохи из которой и пришел данный благородный экземпляр.   

 

   Боке Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8/50 очень похоже на классическое тессаровское, коим он и является, с ровными кругляшками и переходом в ровную спокойную картинку с плавным размытием на прикрытых диафрагмах. Объектив подкручивает задний фон, что очень даже забавно. 



 

  Очень наглядно видно слабости оптики если ее установить на формат кадра меньше того под который ее рассчитали, по этому мне было очень интересно попробовать Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8/50 на кропе:


    По приведенным снимкам уже сильно заметно "прослабление" картинки на открытой диафрагме, это видно и в свечениях на контурах (сферическая аберрация) и по падению общего уровня детализации. 

   Все фото без редактирования, сняты в формате jpeg и режиме Camera Standart.

  Плюсы Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8/50:

  •  Компактность
  •  Качество изготовления
  •  15 лепестковая диафрагма
  •  Отсутствие хроматизма
  •  Хорошая цветопередача
  •  Классический рисунок
  •  Это Schneider-Kreuznach

Минусы:

  •  Плохая работа против света
  •  Слабоватая резкость в углах
  •  Неуверенная работа на открытой диафрагме

Выводы: Отличный компактный объектив старой закалки, в сравнении с современной оптикой имеет свои недостатки, но в общем и целом пригодный даже сейчас к использованию. Среди объективов с оптической схемой Tessar для реальной работы я бы выбрал либо оригинальный Carl Zeiss Tessar 50 2.8 либо советский Индустар 61л/з 50 2.8.

   У меня появилась мысль, почитав разную литературу, и историю оптикостроения, если первой зеркальной камерой СССР под м39 стал Зенит в 1952 году, а система Braun Paxette из 1951 года, не могли ли наши конструкторы подсмотреть и взять за основания эту систему для создания Зенит-а? Понятно, что системы очень разные, и РО разный и работа самих зеркальных камер, но сама идея использовать м39 соединение для зеркальных систем, да и конструктив объектива очень похож. Что думаете по этому поводу? Пишите в коментариях :)


 

© Сергей Тодорюк

Илья Мальцев

 

Вгору