INDUSTAR-50 3.5/50
Технические характеристики:
- Фокусное расстояние 50 мм
- Диапазон диафрагм f3.5-f16
- Количество лепестков диафрагмы 7
- Просветление однослойное
- Резьба для светофильтров М33*0.5
- МДФ 0.65 м
- Ход геликоида примерно 300° (почти полный оборот)
- Материал корпуса алюминиевый сплав
- Крепление присоединительная резьба М39 с РО 45.2мм
- Оптическая схема 4 в 3 (Tessar )
Немного истории:
Объектив INDUSTAR-50 являлся штатным объективом фотоаппаратов
типов «Зоркий», «ЗЕНИТ», «Кристалл», пришедший на смену Индустару-22. Четырехлинзовый просветленный анастигмат «Tessar» в резьбовой оправе. Снабжён
ирисовой диафрагмой.
Для своего времени обладал высокой разрешающей способностью при хорошо исправленной хроматической аберрации. Рекомендовался для всех видов съёмки, включая съёмку на цветную фотоплёнку и для репродукций. Выпускался на заводе КМЗ, а также в Лыткарино (ЛЗОС) и в Казани (КОМЗ).
Варианты для фотоувеличителей (объективы маркировались индексом «У»)
выпускались ЛЗОС и ФОЗ (Феодосийским оптическим заводом). Выпуск INDUSTAR-50 начат в 1953 году.
История возникновения данного объектива берет свои корни еще в далеких 30-х годах прошлого века когда был скопирован легендарный аппарат Leica II с штатным объективом Leitz Elmar 1:3,5 F=50mm в виде камеры ФЭД и штатного объектива Индустар 10 (или просто ФЭД 1:3,5 F=50mm). Именно Индустар-10(ФЭД 1:3,5 F=50mm) стал первой реинкарнацией легенды Leitz Elmar 1:3,5 F=50mm.
После нескольких лет использования первой версии пришло понимание, что можно немного улучшить оптические характеристики. Вследствие работы над ошибками был выпущен второй объектив Индустар-22, который имел немного лучше разрешение в углах кадра. Но, как позже оказалось, и это был не предел, объектив решили еще раз, и последний, усовершенствовать, в результате чего и стали выпускать обозреваемый INDUSTAR-50, который остался лучшим в линейке советских объективов класса 3.5/50.
На этом моменте внимательный читатель наверное захотел возразить, а как же Индустар50-2 в черном корпусе под м42 крепление который выпускали очень много лет? Все дело в том, что после набирания популярности в роли штатного объектива более светосильного Гелиос-44 из INDUSTAR-50 сделали максимально упрощенную и удешевленную вариацию и назвали Индустар 50-2. Зенит-ы после этого продавали по стандартной цене с хорошим китовым объективом Гелиос-44 (разных модификаций), и по цене ниже с простым Индустар 50-2 . Увы, но новый Индустар 50-2 имел значительно большие допуски при изготовлении, очень упрощенное просветление оптики которое и желтит картинку, и снижает сильно контраст, и не черненные фаски с блестящим нутром которые тоже снижают контраст. Индустар 50-2 очень и очень слабенький объектив в сравнении с обозреваемым INDUSTAR-50 под м39 крепление. Настолько слабый, что мне ни разу не попался объектив не мылящий один угол и имея хоть какой-либо внятный контраст.
Следуя из выше сказанного Индустар 50-2 нельзя считать улучшением объектива INDUSTAR-50, он является скорее всего удешевленной массовой версией и по сути шагом назад после INDUSTAR-50.
Внешний вид и эргономика:
INDUSTAR-50 обладает компактным корпусом серебристого цвета (цвета полированного металла) с наличием двух колец: кольца фокусировки, при вращении которого объектив и крутится и выдвигается вперед, и кольца диафрагм установленного на носу объектива. При изменении диафрагмы фильтр установленный на INDUSTAR-50 тоже будет поворачиваться поскольку резьба под фильтры нарезанная на самом кольце управления диафрагмы, при этом при фокусировке фильтр тоже будет поворачиваться. Но и это еще не все, при фокусировке и повороте носа объектива значения диафрагм всегда будут находиться в разном положении, а при желании изменить диафрагму очень часто сбивается фокусировка. Да, конструктив INDUSTAR-50 упрощен донельзя сильно и довольно неудобный в пользовании, с другой же стороны он максимально прост, надежен, легок и компактен.
Оптика и качество изображения:
С этим полный порядок, INDUSTAR-50 формирует резкое контрастное изображение без СА (софта), ХА (хроматических аберраций), с отличной цветопередачей, и резкостью как в центре так и в углах кадра уже с открытой.
Да, открытая f3.5 в мире фиксов довольно слабая светосила (диафрагма) и в реальности от f4 мало чем отличается, но тем не менее объектив имеет просто «микроскопические» размеры, а качество фотографий на немного прикрытых диафрагмах, например, f5.6 ничем не отличается от дорогих 50 мм объективов. Объектив немного сильнее размывает задний план чем того ожидаешь от такой светосилы, но ГРИП (глубина резкости) при этом остается довольно широкой, что позволяет снимать ближние предметы не вываливая их с ГРИП и при этом с красивым боке на заднем плане. Боке кстати довольно приятное и мягкое с легкой подкруткой, что смотрится очень хорошо, мне нравится. Устойчивость к контровому свету хорошая, объектив практически не теряет контраст.
Все фото без редактирования, сняты в формате jpeg и режиме CameraStandart.
Плюсы:
- Отличный контраст, микроконтраст, устойчивость к контровому свету.
- Приятная картинка, боке.
- Отличная резкость по полю уже с открытой диафрагмы..
- Компактность и легкость
- Хорошая цветопередача
Минусы:
- Упрощенная оправа корпуса, среднее удобсто пользования.
- МДФ 0.65м не всегда позволит снимать мелкие предметы
- Редкая резьба под светофильтры
Выводы:
Очень хороший представитель среди объективов СССР, может быть пригоден для предметки (возможно с макрокольцами), макро (с макрокольцами), стрита и пейзажной съемки, для портретов светосила очень маленькая, но благодаря мягкому боке снимать можно. Объектив однозначно понравился, рекомендую, но рекомендую ТОЛЬКО белую версию под м39. Увы, но все вышеперечисленное добро к черным Индустар 50-2 не относится.
© Сергей Тодорюк
Илья Мальцев
Назад Вперед