Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm f/ 2.8

В  обзоре представлен объектив, ставший настоящей легендой немецкого объективостроения, знаменитый «Король боке», «Боке-монстр», иначе говоря – эталон боке для портретной фотографии, знаменитый «Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm  f/ 2.8».

Конкретный образец находится в очень неплохом, как для своих лет, техническом состоянии. Посадочная резьба М42 заменена на «никоновский»  байонет, при этом, способность фокусироваться на бесконечность, полностью сохранена. Единственным неприятным моментом можно считать начальную стадию «грибковой болезни» на одной из передних линз. Иначе говоря, техническое состояние конкретного образца, не должно вносить свои «коррективы», существенным образом меняющие рисунок объектива.

Основной целью данного обзора, я ставил определение возможности использования данного объектива в жанрах отличных от крупнопланового женского портрета, а именно в пейзажной, репортажной и предметной съемке. Лишний раз подтверждать «профессиональную пригодность» данной «линзы» в портретной съемке, считаю нецелесообразным, ввиду того, что это многократно сделано другими авторами, и утверждение о том, что «Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm  f/ 2.8» - один из лучших портретных объективов, лично у меня никакого сомнения не вызывает. Просто отмечу, на мой взгляд, наиболее характерные особенности рисунка, которые позволили ему снискать славу «Монстра боке».

Технические характеристики

Фокусное расстояние(мм)

135мм, фиксированное фокусное расстояние

Тип крепления

М42, EXAKTA, Nikon F-mod.

Формат кадра

24х36 (Full Frame)

Угол поля зрения на полном кадре (FX)

18 ° 

Угол поля зрения на «кропе» (DX)

13,6 °

Тип фокусировки

Мануальная (ручная)

Оптическая схема (элементов\групп)

5\4

Наличие специальных элементов

Не используются

Максимальная диафрагма

2,8

Минимальная диафрагма

32

Количество лепестков диафрагмы

15

Тип диафрагмы (привод)

Ручная, с кольцом предварительной установки типа «Pre-Set”

Форма лепестков диафрагмы

Скругленные

Значения диафрагмы, наличие полустопов

2,8;4;5,6;8;11;16;22;32, с полустопами, с плавной установкой на любое значение

Тип просветления, цвет

Однослойное, синее

Минимальная дистанция фокусировки (м)

1,5

Наличие режима «макро»

Нет

Диаметр светофильтра (мм)

55

Вес (г)

515

Габаритные размеры (диаметр\длина)(мм)

67х94

Годы выпуска

1966-1978

Ориентировочная стоимость

$60-$320 on E-Bay

На открытой диафрагме рисунок обладает «мягкой» резкостью, которая обусловлена сферическими аберрациями, «комой» и паразитным светорассеянием от незачерненных торцов линз. В сочетании с малой ГРИП и очень ровным, спокойным размытием, лишенным раздражающих двоений и прочих, отвлекающих внимание артефактов, получаем чрезвычайно пластичное изображение, которое - с одной стороны, обладает достаточным контрастом, благодаря оптической схеме с малым числом границ «стекло-воздух», а с другой стороны, благодаря отсутствию в конструкции низкодисперсных линз, лишено излишней «дерматологичности».

Иначе говоря, для портрета – почти идеальная ситуация, кожа выглажена, форма передана, блеск в глазах сохранен, размытие превосходное! Для мужского и детского портрета, считаю  более предпочтительным «Orestor» с фокусным расстоянием 100мм и такой же светосилой «2,8», который выдает изображение чуть пожестче, сохраняя при этом прекрасное боке.
 
Стоит также отметить, что рассчитывались «Оресторы» в эпоху пленочной фотографии, а большинство современных ему типов пленки, наряду с более тонкими тональными и цветовыми переходами, выдавали еще и значительно большую «краевую резкость» в формируемом изображении. Это я веду к тому, что при использовании данного объектива на многих современных ЦЗК, совершенно не лишним будет установить в настройках камеры несколько повышенный уровень резкости. При этом цветовая насыщенность и общий контраст изображения на вполне хорошем уровне. Способность переносить контровый свет – удовлетворительная.

От боковой засветки очень хорошо помогает «родная» металлическая бленда, которая вкручивается в оправу. Та же бленда прекрасно защищает переднюю линзу от механических повреждений. «Родную» крышку, желательно сразу поменять на современную, с нажимными распорками, диаметром 55мм. Это позволит вообще не скручивать бленду.

Замечательной особенностью объектива, несомненно, является уникальная конструкция его диафрагмы, состоящая из 15-ти лепестков, что позволяет формировать ровные круглые световые пятна в зоне размытия на любых установленных значениях.
Кроме того, конструкция диафрагмы позволяет плавно «прикрывать» ее на любое произвольное значение от «2,8» до «32». Очень облегчает использование объектива – наличие в его конструкции кольца предварительной установки диафрагмы, позволяющее после фокусировки, одним движением, не глядя на объектив, закрыть диафрагму до выбранного ранее значения.

После проведения тестовой съемки, я пришел к следующим выводам:
При всех своих выдающихся портретных качествах, «Orestor 135\2» не лишен некоторых существенных недостатков, которые в определенных случаях, могут сыграть решающую роль в пользу выбора других конструкций. В первую очередь, отмечу наличие уже упомянутых сферических аберраций и «комы», приводящих к общему снижению контраста и потере резкости. Отчасти эта проблема устраняется прикрытием диафрагмы до значения «5,6». Но при съемке на дальних дистанциях, эта проблема все же хорошо ощутима, и проявляется в виде неразборчивости мелких деталей. Кроме того, хорошо заметны ХА типа «блюминг» и «фрижинг», выраженные в цветных окантовках, особенно на контрастных объектах. Справедливости ради, следует отметить, что в разной степени, подобными недостатками страдают практически все старые объективы с однослойным просветлением. В значительной мере, опять же помогает диафрагмирование и последующая обработка изображения. Определенные ограничения накладывает отсутствие режима «макро» и довольно значительная МДФ в 1,5м. Малая ГРИП – значительно затрудняет съемку движущихся объектов, точно сфокусироваться на идущем человеке, достаточно тяжело. Наилучшим решением данной проблемы, будет установка фокусировочного экрана с «клиньями Додена» в камере. К сожалению, инженеры – разработчики, а также маркетологи из «Nikon», тщательно позаботились о максимальном усложнении подобной процедуры.
 
В результате, мои тестовые «изыскания», лишний раз подтвердили, что «Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm  f/ 2.8», по большей части – отличный портретный объектив. Использование его в других жанрах – вполне оправданно, особенно - как вынужденная мера, но лучшим выбором не является. Прикрытие диафрагмы до значений «5,6» - «8», значительно улучшает резкость и контраст изображения, но «пытливый глаз» «перфекционистов от фотографии», легко отыщет следы цветной окантовки на контрастных объектах.

Говоря о возможных альтернативах «Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm  f/ 2.8», следует, в первую очередь, отметить его «прямых потомков» в виде:  «Pentacon 135mm F2,8», «Prakticar 135mm F2,8» различных модификаций, которые имеют абсолютно аналогичную оптическую схему, отличаясь количеством лепестков диафрагмы (6 или 15), наличием многослойного просветления и различными приводами диафрагмы. 


Почти все они были произведены под маркой производственного объединения "VEB Pentacon”, в которое "Meyer Optik” вошел в 1968г. В свою очередь, "VEB Pentacon” в 1985г вошел в объединение "Carl Zeiss Jena”, и последние потомки легендарного «Орестора» носят имя «Carl Zeiss Jena Prakticar 135mm F2,8».  Кроме того среди клонов «Орестора» встречаются экземпляры с нормальным чернением торцов линз и многослойным просветлением, они значительно лучше переносят контровый свет, и заслуживают особого внимания. Приятной особенностью считаю то, что цена «клонов» -  ощутимо ниже, цены «оригинала», а качество формируемого изображения, особенно на открытой диафрагме, может оказаться даже выше.
Среди бесконечного количества объективов с подобным фокусным расстоянием, я бы в первую очередь выделил «Юпитер 37», как более универсальный и экономически целесообразный, но как «портретник», он – «мужской». Среди «женских портретников», нельзя не вспомнить «Таир 11А», но такого ровного боке он не даст. Для гурманов есть редкий «RE Auto-Topcor 135 mm f/ 3.5» - не «хроматит», красивое боке, МДФ – чуть короче, но  светосила чуть «темнее», и стоит дороже. Еще дороже, светлее и соответственно, лучше -  «Nikon 135mm 1:2 NIKKOR», но цена сильно портит впечатление от его картинки. Иначе, как «абсолютно бесподобным», на мой взгляд, нельзя назвать «Olympus OM-System Zuiko Auto-T 135 mm f/ 2.8». Как очень сбалансированный по сочетанию цены, удобства использования и качества изображения, заслуживает внимания  «Tokina RMC 135mm F2,8» и его многочисленные клоны под марками «Auto-Sears», «Vivitar», «Soligor» и др.

 
Не смотря на бытующее мнение, о том что «плохих 135-к – не бывает», считаю «Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm  f/ 2.8» - уверенным представителем, как минимум, лучшей десятки в своем классе.
 
Примеры фотографий

Вгору