Гелиос 40
Гелиос 40 сверхсветосильный портретный объектив производства СССР. Объектив пересчитан с немецкого Carl Zeiss Biotar 75mm f/1.5 в 1950-м году, а производить его начали в 1956году на заводе КМЗ. В последующем заменен на вторую версию Гелиос 40-2, который, в свою очередь, уже имел присоединительную резьбу М42*1, черный корпус и другой диаметр светофильтров. Объектив, в связи со своей популярностью, выпускается и сегодня под популярные системы.
Технические характеристики:
- Фокусное расстояние 85мм
- Диапазон диафрагм f1.5-f22
- Количество лепестков диафрагмы 10
- Просветление однослойное
- Резьба для светофильтров М66*0.75
- МДФ 0.8м
- Ход геликоида 270°
- Материал корпуса алюминиевый сплав
- Крепление присоединительная резьба М39 с РО 45.2мм
- Оптическая схема 6в 4 (даблгаус)
- Вес 1090г
Но по правде говоря Гелиос 40 был популярен не всегда, в советское время считался довольно таки сложным объективом с которым очень тяжело совладать в плане попадания в резкость, плохой разрешающей способностью в углах, а так же крайне большим весом.
Ну что ж, очень долго я не решался купить сие чудо оптикостроения, но изрядно наигравшись родными 85-ми и подкопив некую сумму свободных денег подумал, ну а почему бы и нет, почему бы самому не попробовать?
Выбирал я долго, хотел именно старую, белую, версию которая меньше боится контрового и чуть резче. Найти старый вариант с оптикой в хорошем состоянии не так и просто, хотя предложений на рынке предостаточно. После нескольких недель мониторинга барахолок он таки попался ко мне. Оптика в состоянии «муха не сидела», но на корпусе следы окислов, а смазка загустела почти полностью. Гелиос 40 получил от меня новую качественную смазку всех узлов с полной профилактикой, а впоследствии был переделан под Nikon с точным совпадением бесконечности.
Оптика и качество изображения:
Оптически Гелиос 40 является весьма интересным характерным объективом, который очень сильно закручивает пестрый фон в боке.
По моему скромному мнению все уже знают, что Гелиос 40 имеет очень маленькое пятно резкости в центре и плохое разрешение в углах кадра, и это действительно правда, но есть несколько интересных нюансов: - во первых после f/4 изображение становиться практически идеально резким от края до края, - во вторых на кропнутих камерах объективом Гелиос 40 даже легче работать, поскольку пятно резкости занимает больше площади кадра, - в третих объектив АБСОЛЮТНО не изменяет рисунок при диафрагмировании от f/1.5 к f/1.7, но софт в центре пропадает практически полностью, из чего следует, что снимать на открытой нет никакого практического смысла, - и в четвертых он далеко не всегда закручивает фон в боке, или можно выразится так, что не любой фон подвергается закрутке.
Наглядно разрешение на разных апертурах можно увидеть тут:
А разницу между f/1.5 и f/1.7 тут:
Так же можно посмотреть на такой кадр снятый на f/4:
Личные впечатления:
Гелиос 40 впечатляетсразу после того как попадает вам на глаза, еще до того как вы его берете в руки. Объектив обладает весьма большой передней линзой, весьма внушительными габаритами, и таким же не малым весом. В пользовании не совсем удобен по причине сзади расположенного кольца фокусировки. Придерживая пальцами левой руки кольцо фокусировки они, из-за перевеса объектива вперед, довольно быстро устают и удовольствие от съемки потихоньку начинает пропадать.
Но тем не менее после года использования Гелиос 40 я продал, продал в основном по причине пятна резкости по центру. Если нужно снять крупным портрет или человека не в центре, то кадр можно выкидывать в мусор, а это хоть и не такие частые моменты, но когда ты привык работать резкой оптикой по всему полю такое поведение выводит из себя.
В остальном объектив неплох, в контровом контраст не валится (как у версии 40-2), цвет у моего ближе к нейтральному, хотя знаю, что некоторые белые сильно желтят картинку. В фокус я попадал нормально, как и другими мануалами. Ничего сложного в работе с данным Гелиос 40 я не нашел.
Еще пара кадров с D700:
Все фото без редактирования, сняты в формате jpeg и режиме Camera Standart.
Плюсы Гелиос 40:
- Отличный рисунок (боке)
- Мало хроматизма
- Уверенная работа в контровом свете
- Хороший контраст и отличная цветопередача
- Внушительный вид
- Светосила
Минусы
- На широко открытых резкость только в центре
- Неудачное расположение кольца фокусировки
- Вес
- Цена
Виводы:
Несмотря на все якобы явные недостатки объектива Гелиос 40 его можно назвать уникальным, характерным, и стоящим. Я ни капли не жалею, что купил его и снимал кое-какое время.
П.С. Если Гелиос 40 очень нравится своим результатом снимков, его конструкцию можно несложно переделать. Большое кольцо предустановки диафрагмы можно убрать, саму предустановку сблокировать с передним кольцом установки диафрагмы, а кольцо фокусировки выточить новое так, чтоб оно внахлест заходило к переднему диску переключения диафрагм. В итоге получим объектив с двумя кольцами, передним узким с трещеткой которым сразу устанавливается диафрагма, и широким почти на весь обьектив кольцом фокусировки, система получится на вид примерно как Индустар 61 Л/З. А самое главное, что эта контрукция может быть возвращена к исходному, заводскому состоянию. Больше скажу, я даже половину работы уже проделал и когда осталось выточить новое кольцо фокусировки было решено Гелиос все же продать:)
© Сергей Тодорюк
Илья Мальцев
Назад Вперед