NIKKOR UD Auto 1:3,5 f=20mm Nippon Kogaku Japan

NIKKOR UD Auto 1:3,5 f=20mm Nippon Kogaku JapanСамый первый широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 20мм от Nikon

В 2017 году исполняется ровно 50 лет этому «патриарху» японского сверхширокоугольногообъективостроения от компании Никон.С 1967 по 1974 гг было выпущено и успешно продано около 40000 подобных объективов. Большинство ветеранов до сих пор «в строю», и более того – в состоянии достойно справляться с возложенными на них задачами. Этому, в немалойстепениспососбствуютполностью металлический корпус, качество изготовление которого навевает мысли о вечности, и не менее превосходное качество линз.
 
Среди семейства широкоугольных объективов производства Nikon, данный Nikkorимеет не самую высокую светосилу, тем не менее,он формирует замечательное, даже по нынешним меркам,изображение, не уступая ни по контрасту,ни по насыщенности, ни по резкости своим современным собратьям. Геометрическая дисторсия – незначительна, но все же присутствует,  в виде выпуклости центральной части кадра. Самое неприятное, это то, что при посто бработке в автоматическом режиме (за один клик)полностью не  исправляется, требуется дополнительная корректировка. На полном кадре уровень геометрической дисторсии относительно не высок, а на кропе,  хоть и становится более заметным, все же значительно ниже, чем в «штатных», и тем более, в «китовых» зумах. Хроматические и сферические аберрации – даже на открытой диафрагме,практически отсутствуют.
 
Виньетирование – на полном кадре минимально, на кропе, практически отсутствует.«Поймать зайцев» можно, но только если сильно стараться, поместив солнце в кадр. Резкость по центру вполне приемлема, даже на открытой диафрагме – годится для NIKKOR UD Auto 1:3,5 f=20mm Nippon Kogaku Japanпортретной съемки. С прикрытием до «5,6» выравниваются края.  Кадры, выдаваемые данным объективом, выглядят нормально экспонированными в сравнении со многими другими современными ему аналогами, т.е. никаких маркетинговых ухищрений с завышением заявленной светосилы – не наблюдается. Изготовлен объектив в Японии. Я тщательно старался найти в конструкции данного «старца» какую-либо «слабину», и не нашел! Разве что - кольцо диафрагмы расположено слишком близко к байонету, и первые 15 минут работы, рука по привычке хватается за оправу передней линзы. Но это и все его конструктивные недостатки! 

Небезызвестный Кен Рокквелл утверждает, что при использовании фильтров с широкой оправой, может возникать дополнительное виньетирование. Кроме того, объектив плохо переносит поляризационные фильтры. При практическом использовании,  я не ощутил какой – либо острой необходимости в использовании поляризационного фильтра на большинстве сюжетов, правда - подводную растительность и стеклянные витрины я не снимал. Кроме того, тот же Кен Рокквелл, настоятельно рекомендует, на кропе - использовать объективы, типа китового 18-55 (вероятно, горячо им любимого). Безусловно, что с экономической стороны, такое решение вполне целесообразно. Кроме того малый вес пластмассового «кита» и наличие автофокуса, также вполне весомые аргументы в пользу подобного решения. Для оценки разницы в качестве получаемого изображения, я специально провел тестовую съемку схожих сюжетов этим объективом и весьма популярным «ZoomNikkor 18-200\3,5-5,6 ED VR».
 
Результаты получились сходными только по контрасту и цветопередаче. Что касается резкости и детализации, то преимущество древнего фикса над современным, не дешевым«супер зумом» - довольно ощутимо.В данном случае, каждый фотограф сам для себя определяет, что для него важнее – качество картинки, или удобство использования. Лично мне очень понравился NIKKOR UD Auto 1:3,5  f=20mm, работать с ним легко и приятно, конструкция его совершенна, в руках он ощущается как настоящая, очень надежная,дорогая вещь. NIKKOR UD Auto 1:3,5 f=20mm Nippon Kogaku Japan

Если сравнивать объектив из обзора с ближайшими одноклассниками, то по качеству изображения он явно уступит только «LeitzWetzlarSuperAngulon 21\4”, и «Voigtlander 20mm\3,5» . При этом, указанные объективы значительно дороже. Наиболее близким по качеству и цене, можно считать более поздний Nikkor 20mm f3,5 Ai (Ai-s). Дешевыми «отечественными аналогами», с большой натяжкой можно считать: «Мир 20 20мм\3,5», «Мир-47 20мм\2,8», «Мир -73 20мм\2,8», «Арсат-Н 20мм\2,8». Для счастливых обладателей камер Canon и Pentax  существуют замечательные «Flektogon 20\2,8» и «Flektogon 20\4», которые, к сожалению, корректно не становятся на систему Nikon. Целесообразность приобретения подобных объективов от производителей 2-го и 3-го «эшелона», типа Sigma, Tokina, Cosina, Kiron, Soligor, Vivitar ит.д., в основном должна определяться состоянием и ценой каждого конкретного экземпляра.
 


Технические характеристики

Фокусное расстояние(мм)

20, фиксированное фокусное расстояние

Тип крепления

NikonAi

Формат кадра

24х36 (Full Frame)

Угол поля зрения на полном кадре (FX)

94 ° 

Угол поля зрения на «кропе» (DX)

71 °

Тип фокусировки

Мануальная (ручная)

Оптическая схема (элементов\групп)

11\9 

Наличие специальных элементов

Не используются

Максимальная диафрагма

3,5

Минимальная диафрагма

22

Количество лепестков диафрагмы

7

Тип диафрагмы (привод)

Автоматическая,поводкового типа, с кольцом управления

Форма лепестков диафрагмы

Прямые

Значениядиафрагмы, наличие полустопов

3,5;4;5,6;8;11;16;22

Тип просветления, цвет

Однослойное, золотистое, синее

Минимальная дистанция фокусировки (м)

0,3 (1 фут)

Наличие режима  «макро»

Нет, 1:11

Диаметр светофильтра (мм)

72

Вес (г)

388

Габаритные размеры (диаметр\длина)(мм)

58х75

Годы выпуска

1967-1974

Ориентировочнаястоимость

$200-$350 on E-Bay

 
Примеры фотографий:
 






























Вгору